Публікація:
Типологія засобів відображення синестетичних уявлень людини в постмодерністському художньому дискурсі (на матеріалі англійської та української мов)

Вантажиться...
Ескіз

Дата

Автори

Мелько, Христина Богданівна

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова

Дослідницькі проекти

Організаційні одиниці

Випуск журналу

Анотація

У дисертаційному дослідженні запропоновано новий підхід до зіставно-типологічного вивчення засобів відображення синестезії в англійському та українському постмодерністському художньому дискурсі; розроблено та впроваджено методику аналізу синестезії в англійському та українському постмодерністському художньому дискурсі; проаналізовано постмодерністську метаболу як засіб синестетичних мапувань в англійському та українському постмодерністському художньому дискурсі; визначено моделі аналогового (пряме, непряме, інтрадуктивне, екстрадуктивне) та контрастивного синестетичних мапувань; виявлено стилістичні (синестетична метафора, синестетичний епітет, синестетичне порівняння, синестетичний оксюморон) та лексико-семантичні засоби (сенсорна лексика) відображення синестезії в англійському та українському постмодерністському художньому дискурсі; зіставлено спільні та відмінні засоби відображення синестетичних уявлень людини в постмодерністському художньому дискурсі.
Диссертация посвящена сопоставительному исследованию средств отображения синестетических представлений человека в постмодернистском художественном дискурсе. В работе предложен новый подход к сопоставительно-типологическому изучению средств отображения синестезии в английском и украинском постмодернистском художественном дискурсе; раскрыты особенности постмодернистской синестезии; разработана методика анализа синестезии в разноязыковых дискурсах; проанализирована постмодернистская метабола как средство синестетического мапирования в английском и украинском постмодернистском художественном дискурсе; установлены модели аналогового (прямого, непрямого, интрадуктивного, екстрадуктивного) и контрастивного синестетических мапирований; выявлены стилестические (синестетическая метафора, синестетический епитет, синестетическое сравнение, синестетический оксюморон) и лексико-семантические средства (сенсорная лексика) отображения синестезии в разноязыковых дискурсах; сопоставлены общие и различные средства отображения синестезии в английском и украинском постмодернистском художественном дискурсе. Теоретико-методологическая концепция исследования базируется на основе следующих положений: 1) явление синестезии – это междисциплинарный феномен, который имеет как психологическую, когнитивную, так и лингвальную природу; 2) когнитивная сущность явления синестезии в постмодернистском художественном дискурсе раскрывается через синестетическую метаболу, которая является средством синестетического мапирования; 3) лингвальная сущность синестезии реализуется через стилистические и лексико-семантические средства ее отображения в постмодернистском художественном дискурсе. Постмодернистская метабола базируется на процессе мапирования, который является базовым понятием в формировании какой-либо структуры представления знаний. В ходе исследования выявлены два общих типа синестетических мапирований (аналоговый, контрастивный) и отличные модели их реализации в английском постмодернистском художественном дискурсе (ЗРЕНИЕ → ПРИКОСНОВЕНИЕ, СЛУХ → ПРИКОСНОВЕНИЕ) и (ЗАПАХ → ВКУС, ЗРЕНИЕ → СЛУХ) – в украинском. Лингвальная сущность синестезии определена стилистическими (синестетическая метафора, синестетический епитет, синестетическое сравнение, синестетический оксюморон) и лексико-семантическими средства (сенсорная лексика) отображения в разноязыковых дискурсах. При анализе семантических особенностей синестетических тропов установлены два типа: 1) с ядерными признаками коррелята и 2) с периферийными признаками коррелята. В процессе исследования синтагматических особенностей синестетических тропов были проанализированы: синестетический троп с уподоблением семантики составляющих лексем (простой и осложненный отношением аналогии) и синестетический троп с синтаксическим смещением составляющих лексем. Синестетические представления человека отображаются с помощью сенсорной лексики, которая представлена пятью типами (тактильным, одоративным, густативным, созерцательным, слуховым). В аспекте лексической совместимости сенсорной лексики наиболее репрезентативной оказалась тактильная лексика. В результате сопоставления были выделены как общие закономерности, так и различные варианты ее лексической совместимости. В английском языке лексемы sharp, warm, hard, cold, rough имеют большое количество лексико-семантических вариантов и дериватов, в отличии от их украинских соответствий острый, теплый, тяжелый, холодный, резкий. Субстантивация имен существительных характерна только для английского языка. Понятийная реализация синестетических представлений человека в английском и украинском постмодернистском художественном дискурсе отражена в лексике, которая отображает абстрактные понятия и конкретные объекты. Абстрактные понятия с негативным значением преобладают в сопоставляемых языках. Денотативная и сигнификативная основа представлена следующими тематическими группами: человек, природа, абстрактные понятия. В английском постмодернистском художественном дискурсе выявлено тематическую группу продукты питания. Категория природа является более характерной для украинского постмодернистского художественного дискурса. В английском постмодернистском художественном дискурсе абстрактные понятия передают страх, тревогу, тишину, чего не было зафиксировано в украинском.
The thesis outlines a new approach to contrastive and typological study of synaesthesia in English and Ukrainian postmodern discourse. The theoretical and methodological fundamentals for the study of synaesthesia in Modern Linguistic were generalized; the peculiarities of postmodern synaesthesia were characterized; a new methodology for contrasting analysis of synaesthesia was introduced; postmodern metabola as means of synaesthetic mapping in English and Ukrainian postmodern discourse was analyzed; stylistic (synaesthetic metaphor, synaesthetic epithet, synaesthetic simile, synaesthetic oxymoron) and lexico-semantic (sensorial lexemes) reflective devices of synaesthsia were identified; the common and divergent types of synaesthetic human’s ideas were determined.

Опис

Ключові слова

синестезія, синестетичне мапування, постмодерністський художній дискурс, постмодерністська синестетична метабола, стилістичні засоби, лексико-семантичні засоби, сенсорна лексика, синестезия, синестетическое мапирование, постмодернистский художественный дискурс, постмодерниская синестетическая метабола, стилистические средства, лексико-семантические средства, сенсорная лексика, synaesthesia, synaesthetic mapping, postmodern discourse, postmodern synaesthetic metabola, stylistic devices, lexico-semantic devices, sensorial lexemes

Бібліографічний опис

Мелько Х. Б. Типологія засобів відображення синестетичних уявлень людини в постмодерністському художньому дискурсі (на матеріалі англійської та української мов) : автореферат дис. ... канд. філол. наук : 10.02.17 / Х. Б. Мелько ; керівник роботи С. П. Денисова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.

Зібрання

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By