Публікація: Суб'єктно-особистісна готовність корекційного педагога до виховання дітей з аутизмом
Вантажиться...
Файли
Дата
2016
Автори
Сайко, Христина Ярославівна
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова
Анотація
У дисертації визначено теоритичні підходи та здійснено
експериментальне дослідження проблеми суб’єктно-особистісної готовності
корекційних педагогів до виховання дітей із аутизмом.
Автором обґрунтована і представлена теоретична модель, за якою
розроблена та впроваджена програма розвитку суб’єктно-особистісної
готовності корекційного педагога, який працює з дітьми із аутизмом, що
складається із таких компонентів: мотиваційного (професійна компетентність,
саморозвиток, розвиток, самовизначення, самоконтроль); когнітивного
(професійна компетентність, інтелектуальна особистісна автономія,
ідентифікація еталонна, ідентифікація за результатом, наявність власного
інтелектуально-професійного особистісного поля, стабільність, реагування за
викликом, інтеграція стилів життя); емоційно-вольового (емпатія, позитивне
ставлення до дитини, інтелектуальний аналіз емоцій, саморегуляція).
Dissertation for the degree of candidate of psychological sciences, specialty 19.00.08 - special psychology. - National Pedagogical M. Dragomanov University. - Kyiv, 2016. In dissertation theoretical approaches are certain and experimental research of problem of subject-personality readiness of correction teachers is carried out to education of children with autism. By an author a reasonable and presented psychological model after that is worked out and the inculcated program development of subject-personality readiness of correction teacher that works with children with autism, that consists of next components: motivational (professional competence, self development, development, self-determination, self-control); cognitive (professional competence, intellectual personality autonomy, authentication standard, authentication after a result, presence of the own intellectually professional personality field, stability, reacting on a call, integration of lifestyles); emotionally-volitional (empathy, positive attitude toward a child, intellectual analysis of emotions, self-regulation).
.Диссертация посвящена проблеме формирования субъектно-личностной готовности коррекционных педагогов к воспитанию детей с нарушениями аутистического спектра. Проведен теоретический анализ научных подходов к понятию «психологическая готовность», «личностная готовность», рассмотрены их структура, компоненты, критерии, уровни и обосновано содержание субъектно-личностной готовности коррекционных педагогов. Предложена авторская диагностическая программа выявления тех показателей субъектно-личностной готовности, развитие которых необходимо в работе именно с нозологией детей аутистического спектра нарушений. Выделены структурные компоненты и критерии исследуемого феномена: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой. Экспериментально выявлены особенности развития структурных компонентов и их недостаточная сформированность как у учителей общеобразовательных школ, где учатся дети с аутистическими нарушениями, так и специальных. Разработана теоретическая модель и программа развития субъектно- личностной готовности коррекционных педагогов в системе специального и инклюзивного образования. Результаты её внедрения свидетельствуют о положительных изменениях во всех выделенных компонентах структуры субъектно-личностной готовности коррекционных педагогов; увеличения их количества с высоким и средним уровнем готовности и уменьшением количества с низким. Это позволяет рекомендовать внедрение программы в содержание курсов повышения квалификации коррекционных педагогов в работе с аутичными детьми, учителей школ с инклюзивной формой образования, а также с целью подготовки будущих специалистов на факультетах коррекционной педагогики и психологии.
Dissertation for the degree of candidate of psychological sciences, specialty 19.00.08 - special psychology. - National Pedagogical M. Dragomanov University. - Kyiv, 2016. In dissertation theoretical approaches are certain and experimental research of problem of subject-personality readiness of correction teachers is carried out to education of children with autism. By an author a reasonable and presented psychological model after that is worked out and the inculcated program development of subject-personality readiness of correction teacher that works with children with autism, that consists of next components: motivational (professional competence, self development, development, self-determination, self-control); cognitive (professional competence, intellectual personality autonomy, authentication standard, authentication after a result, presence of the own intellectually professional personality field, stability, reacting on a call, integration of lifestyles); emotionally-volitional (empathy, positive attitude toward a child, intellectual analysis of emotions, self-regulation).
.Диссертация посвящена проблеме формирования субъектно-личностной готовности коррекционных педагогов к воспитанию детей с нарушениями аутистического спектра. Проведен теоретический анализ научных подходов к понятию «психологическая готовность», «личностная готовность», рассмотрены их структура, компоненты, критерии, уровни и обосновано содержание субъектно-личностной готовности коррекционных педагогов. Предложена авторская диагностическая программа выявления тех показателей субъектно-личностной готовности, развитие которых необходимо в работе именно с нозологией детей аутистического спектра нарушений. Выделены структурные компоненты и критерии исследуемого феномена: мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой. Экспериментально выявлены особенности развития структурных компонентов и их недостаточная сформированность как у учителей общеобразовательных школ, где учатся дети с аутистическими нарушениями, так и специальных. Разработана теоретическая модель и программа развития субъектно- личностной готовности коррекционных педагогов в системе специального и инклюзивного образования. Результаты её внедрения свидетельствуют о положительных изменениях во всех выделенных компонентах структуры субъектно-личностной готовности коррекционных педагогов; увеличения их количества с высоким и средним уровнем готовности и уменьшением количества с низким. Это позволяет рекомендовать внедрение программы в содержание курсов повышения квалификации коррекционных педагогов в работе с аутичными детьми, учителей школ с инклюзивной формой образования, а также с целью подготовки будущих специалистов на факультетах коррекционной педагогики и психологии.
Опис
Ключові слова
аутичні діти, корекційні педагоги, суб’єктно-особистісна готовність, мотиваційний, когнітивний, емоційно-вольовий компоненти, психологічна модель, програма розвитку суб’єктно-особистісної готовності корекційних педагогів до виховання дітей з аутизмом, autism children, correction teachers, subject-personality readiness, motivational, cognitive, emotionally-volition components, psychological model and program of development of subject-personality, the program of development of subject-personality readiness of correction teachers is to education of children with autism, аутичные дети, коррекционные педагоги, субъектно- личностная готовность, мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой компоненты, психологическая модель и программа развития субъектно- личностной готовности
Бібліографічний опис
Сайко, Христина Ярославівна. Суб'єктно-особистісна готовність корекційного педагога до виховання дітей з аутизмом [Текст] : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.08 - спеціальна психологія / Сайко Христина Ярославівна ; [наук. керівник Шульженко Діна Іванівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2016. - 19 с.
