Публікація: Формування у студентів-фізиків педагогічних інститутів професійної готовності до організації дослідницької роботи з учнями
Вантажиться...
Файли
Дата
Автори
Шишкін, Геннадій Олександрович
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова
Анотація
У дисертаційному дослідженні дасться теоретико-методичнеобгрунтування необхідності формування у студентів-фізиків педагогічних інститутів професійної готовності до дослідницької роботи з учнями. Розкривається сутність, зміст та структура підготовки. Розроблено науково-практичні рекомендації з розвитку творчих
здібностей, дослідницьких навичок, наукової інтуїції у випускників. Виявлено основні чинники, що впливають на рівень готовності випускників до творчої діяльності.
In dissertation research the theoretical-methodical substantiation of necessity of formation at the physics-students of teachers’ training institutes of professional readiness for research work with pupils is given. The essence, contents and structure of preparation are opened. The scientific-practical recommendations for development of creative abilities, research skills, scientific intuitions of graduates are worked out. The major factors influencing to a level of readiness of graduates for creative activity are revealed.
Диссертационное исследование посвящено проблемам формирования у будущих учителей физики профессиональной готовности к организации исследовательской работы с учащимися. Основные результаты исследования: 1. Разработаны критерии, которые определяют уровень подготовки выпускников педагогических институтов к различным видам профессиональной деятельности учителя физики, в том числе и к умению организовать различные виды исследовательской работы учащихся. 2. Развитие творческих способностей, исследовательских умений и навыков необходимо осуществлять систематически на протяжении всего периода обучения студентов в педагогическом институте. 3. Устойчивые исследовательские навыки и умения формируются путем привлечения студентов к исследовательской работе преподавателей и кафедр; выполнения учебных поисково-творческих заданий и упражнений лабораторных работ исследовательского характера; самостоятельной работы с учебной, научной, научно-периодической, психологической и методической литературой. 4. Научную интуицию необходимо рассматривать как необходимый элемент творчества. Ее развитию уделять особое внимание при формировании у студентов навыков и умений исследовательской деятельности. 5. С целью повышения эффективности профессиональной подготовки студентов к проведению исследовательской работы в средней школе важно ввести в учебные планы педагогических институтов спецкурсы “Основы творческой деятельности”, “Методы организации исследовательской работы с учащимися”. 6. Формирование навыков организации и проведения исследовательской работы необходимо начинать с первого курса на практических, лабораторных занятиях по физике, введя спецкурс “Основы творческой деятельности”. 7. Процесс подготовки будущих учителей физики к исследовательской работе в школе осуществляется на всех видах занятий в педагогическом вузе с учетом индивидуальных особенностей студентов. 8. Эффективная подготовка выпускников педагогического вуза к организации исследовательской работы в средней школе невозможна без систематической и целенаправленной работы по изменению мотивации и потребности к поисково-творческой деятельности. 9. В ходе исследований нами определены основные типы исследовательских задач, которые должен уметь решать выпускник педагогического вуза: определение способностей и склонностей учащихся; диагностика эффективности учебного процесса; определение методов и приемов развития творческих способностей школьников; умение организовывать исследовательскую, поисково-творческую работу учащихся по физике. 10. Результаты анкетного опроса экспертов, учителей, студентов, проведенные нами научно-методические исследования позволили выявить: а) основные факторы, влияющие на уровень подготовки выпускников педагогических институтов к творческой профессиональной деятельности; б) основные факторы, влияющие на отношение студентов к исследовательской деятельности; в) степень необходимости и важности формирования навыков организации исследовательской работы с учащимися; г) уровень подготовки выпускников педагогических институтов к исследовательской работе в школе. 11. Результаты экспериментального обучения показывают, что предложенная методика подготовки студентов к исследовательской работе способствует развитию творческих способностей студентов. 12. При помощи критериев Вилкоксона-Манна-Уитни и х (хиквадрат) были сделаны выводы о различии уровня подготовки к организации исследовательской работы выпускников контрольной и экспериментальной групп (II этап Тэхсп>Ткрит, 11,9>7,8; II этап T<Wa/2,656,5<1361; Тэксп>Ткрит, 15,7>7,8). Таким образом, на основании экспериментальных данных можно утверждать, что экспериментальная методика более эффективна.
In dissertation research the theoretical-methodical substantiation of necessity of formation at the physics-students of teachers’ training institutes of professional readiness for research work with pupils is given. The essence, contents and structure of preparation are opened. The scientific-practical recommendations for development of creative abilities, research skills, scientific intuitions of graduates are worked out. The major factors influencing to a level of readiness of graduates for creative activity are revealed.
Диссертационное исследование посвящено проблемам формирования у будущих учителей физики профессиональной готовности к организации исследовательской работы с учащимися. Основные результаты исследования: 1. Разработаны критерии, которые определяют уровень подготовки выпускников педагогических институтов к различным видам профессиональной деятельности учителя физики, в том числе и к умению организовать различные виды исследовательской работы учащихся. 2. Развитие творческих способностей, исследовательских умений и навыков необходимо осуществлять систематически на протяжении всего периода обучения студентов в педагогическом институте. 3. Устойчивые исследовательские навыки и умения формируются путем привлечения студентов к исследовательской работе преподавателей и кафедр; выполнения учебных поисково-творческих заданий и упражнений лабораторных работ исследовательского характера; самостоятельной работы с учебной, научной, научно-периодической, психологической и методической литературой. 4. Научную интуицию необходимо рассматривать как необходимый элемент творчества. Ее развитию уделять особое внимание при формировании у студентов навыков и умений исследовательской деятельности. 5. С целью повышения эффективности профессиональной подготовки студентов к проведению исследовательской работы в средней школе важно ввести в учебные планы педагогических институтов спецкурсы “Основы творческой деятельности”, “Методы организации исследовательской работы с учащимися”. 6. Формирование навыков организации и проведения исследовательской работы необходимо начинать с первого курса на практических, лабораторных занятиях по физике, введя спецкурс “Основы творческой деятельности”. 7. Процесс подготовки будущих учителей физики к исследовательской работе в школе осуществляется на всех видах занятий в педагогическом вузе с учетом индивидуальных особенностей студентов. 8. Эффективная подготовка выпускников педагогического вуза к организации исследовательской работы в средней школе невозможна без систематической и целенаправленной работы по изменению мотивации и потребности к поисково-творческой деятельности. 9. В ходе исследований нами определены основные типы исследовательских задач, которые должен уметь решать выпускник педагогического вуза: определение способностей и склонностей учащихся; диагностика эффективности учебного процесса; определение методов и приемов развития творческих способностей школьников; умение организовывать исследовательскую, поисково-творческую работу учащихся по физике. 10. Результаты анкетного опроса экспертов, учителей, студентов, проведенные нами научно-методические исследования позволили выявить: а) основные факторы, влияющие на уровень подготовки выпускников педагогических институтов к творческой профессиональной деятельности; б) основные факторы, влияющие на отношение студентов к исследовательской деятельности; в) степень необходимости и важности формирования навыков организации исследовательской работы с учащимися; г) уровень подготовки выпускников педагогических институтов к исследовательской работе в школе. 11. Результаты экспериментального обучения показывают, что предложенная методика подготовки студентов к исследовательской работе способствует развитию творческих способностей студентов. 12. При помощи критериев Вилкоксона-Манна-Уитни и х (хиквадрат) были сделаны выводы о различии уровня подготовки к организации исследовательской работы выпускников контрольной и экспериментальной групп (II этап Тэхсп>Ткрит, 11,9>7,8; II этап T<Wa/2,656,5<1361; Тэксп>Ткрит, 15,7>7,8). Таким образом, на основании экспериментальных данных можно утверждать, что экспериментальная методика более эффективна.
Опис
Ключові слова
професійна готовність, структура підготовки, творчість, професійна готовність, структура підготовки, творчість, здібності, навички, інтуїція, діяльність, дослідницькі роботи, professional readiness, structure of preparation, creativity, abilities, skills, intuition, activity, research works, профессиональная готовность, структура подготовки, творчество, способности, навыки, интуиция, деятельность, исследовательские работы
Бібліографічний опис
Шишкін, Геннадій Олександрович. Формування у студентів-фізиків педагогічних інститутів професійної готовності до організації дослідницької роботи з учнями : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія і методика навчання фізики / Шишкін Геннадій Олександрович ; [наук. керівник Сергєєв Олександр Васильович] ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 1999. - 20 с.
