Публікація: Активізація навчально-пізнавальної діяльності старшокласників у процесі вивчення властивостей твердих тіл у курсі фізики
Вантажиться...
Файли
Дата
2009
Автори
Корсун, Ігор Васильович
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова
Анотація
У дисертаційному дослідженні розроблений методичний підхід до розв’язання проблеми активізації навчально-пізнавальної діяльності старшокласників у процесі навчання фізики, який полягає у тому, що на всіх етапах внутрішнього процесу засвоєння знань (сприймання, осмислення і розуміння, узагальнення, закріплення, застосування на практиці) в учнів розвиваються відповідні пізнавальні процеси (сприймання, увага, мислення, уява, пам’ять) та формується пізнавальний інтерес. Реалізовано даний методичний підхід за допомогою активних засобів та методів навчання фізики у процесі вивчення будови твердих тіл та їх механічних, теплових, електричних, магнітних та оптичних властивостей для класів загальноосвітнього, технологічного та фізико-математичного профілів навчання. Результати педагогічного експерименту підтвердили гіпотезу дослідження про те, що реалізація розробленого методичного підходу у процесі вивчення будови та властивостей твердих тіл підвищить рівень розвитку пізнавальної активності старшокласників.
В диссертационном исследовании разработан методический подход к решению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников в процессе обучения физики, который заключается в том, что на всех этапах внутреннего процесса усвоения знаний (восприятие, осмысление и понимание, обобщение, закрепление, применение на практике) у учеников развиваются соответствующие познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, воображение, память) и формируется познавательный интерес. Обоснованно, что уровень развития познавательной активности старшеклассников повышается путем применения активных средств обучения физики (использование исторического материала, наглядности, приведения жизненных примеров, примеров практического использования, освещения научных достижений) и активных методов обучения физики (создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа, проведение физических диктантов, проведения экскурсий, развязывания кроссвордов, использования домашнего эксперимента, привлечения учеников к проведению демонстрационного эксперимента и составлению задач, взаимопомощь во время проведения лабораторных работ, организация работы из постановки вопросов учениками, рецензирование ответов одноклассниками, выступления учеников с докладами, изготовление самодельных приборов). Реализован данный методический подход с помощью активных средств и методов обучения физики в процессе изучения строения твердых тел и их механических, тепловых, электрических, магнитных и оптических свойств для классов общеобразовательного, технологического и физико- математического профилей обучения. В классах общеобразовательного профиля обучения применения активных средств обучения (использование исторических сведений, приведения жизненных примеров) формировало у старшеклассников мотивационный компонент познавательной активности (развивался познавательный интерес к физике как к учебному предмету). Приведение примеров практического использования и научных достижений в исследовании строения и свойств твердых тел развивало у старшеклассников технологического и физико-математического профилей обучения познавательный интерес к физике как к науке. Доказано, что при изучении данного учебного материала использование активных методов обучения формировало у старшеклассников содержательно-операционный компонент познавательной активности, поскольку это содействовало развитию у них интеллектуализации восприятия, концентрации внимания, абстрактности мышления, творчества воображения, логичности памяти и выработке индивидуального стиля умственной деятельности. Подтверждено, что освещение взноса украинских ученых в развитие физики твердого тела формировало у старшеклассников эмоциональноволевой компонент познавательной активности и выступало эффективным средством воспитания национального сознания. При проведении педагогического эксперимента проверена эффективность и результативность научно-методических разработок в условиях учебно-воспитательного процесса, что дало возможность подтвердить гипотезу исследования о том, что реализация разработанного методического подхода в процессе изучения строения и свойств твердых тел повысит уровень развития познавательной активности старшеклассников.
In dissertation research the methodical approach is developed near the decision of problem of activation of educational-cognitive activity of senior pupils in the process of studies of physics, which consists in that on all of the stages of internal process of mastering of knowledges (perception, comprehension and understanding, generalization, fixing, application in practice) for students the proper cognitive processes (perception, attention, thought, imagination, memory) develop and cognitive interest is formed. This methodical approach is realized by active facilities and methods of studies of physics in the process of study of structure of solids and them mechanical, thermal, electric, magnetic and optical properties for the classes of general, technological and physical-mathematical types of studies. The results of the pedagogical experiment confirmed a research hypothesis that realization of the developed methodical approach in the process of study of structure and properties of solids will promote the level of development of cognitive activity of senior pupils.
В диссертационном исследовании разработан методический подход к решению проблемы активизации учебно-познавательной деятельности старшеклассников в процессе обучения физики, который заключается в том, что на всех этапах внутреннего процесса усвоения знаний (восприятие, осмысление и понимание, обобщение, закрепление, применение на практике) у учеников развиваются соответствующие познавательные процессы (восприятие, внимание, мышление, воображение, память) и формируется познавательный интерес. Обоснованно, что уровень развития познавательной активности старшеклассников повышается путем применения активных средств обучения физики (использование исторического материала, наглядности, приведения жизненных примеров, примеров практического использования, освещения научных достижений) и активных методов обучения физики (создание проблемных ситуаций, эвристическая беседа, проведение физических диктантов, проведения экскурсий, развязывания кроссвордов, использования домашнего эксперимента, привлечения учеников к проведению демонстрационного эксперимента и составлению задач, взаимопомощь во время проведения лабораторных работ, организация работы из постановки вопросов учениками, рецензирование ответов одноклассниками, выступления учеников с докладами, изготовление самодельных приборов). Реализован данный методический подход с помощью активных средств и методов обучения физики в процессе изучения строения твердых тел и их механических, тепловых, электрических, магнитных и оптических свойств для классов общеобразовательного, технологического и физико- математического профилей обучения. В классах общеобразовательного профиля обучения применения активных средств обучения (использование исторических сведений, приведения жизненных примеров) формировало у старшеклассников мотивационный компонент познавательной активности (развивался познавательный интерес к физике как к учебному предмету). Приведение примеров практического использования и научных достижений в исследовании строения и свойств твердых тел развивало у старшеклассников технологического и физико-математического профилей обучения познавательный интерес к физике как к науке. Доказано, что при изучении данного учебного материала использование активных методов обучения формировало у старшеклассников содержательно-операционный компонент познавательной активности, поскольку это содействовало развитию у них интеллектуализации восприятия, концентрации внимания, абстрактности мышления, творчества воображения, логичности памяти и выработке индивидуального стиля умственной деятельности. Подтверждено, что освещение взноса украинских ученых в развитие физики твердого тела формировало у старшеклассников эмоциональноволевой компонент познавательной активности и выступало эффективным средством воспитания национального сознания. При проведении педагогического эксперимента проверена эффективность и результативность научно-методических разработок в условиях учебно-воспитательного процесса, что дало возможность подтвердить гипотезу исследования о том, что реализация разработанного методического подхода в процессе изучения строения и свойств твердых тел повысит уровень развития познавательной активности старшеклассников.
In dissertation research the methodical approach is developed near the decision of problem of activation of educational-cognitive activity of senior pupils in the process of studies of physics, which consists in that on all of the stages of internal process of mastering of knowledges (perception, comprehension and understanding, generalization, fixing, application in practice) for students the proper cognitive processes (perception, attention, thought, imagination, memory) develop and cognitive interest is formed. This methodical approach is realized by active facilities and methods of studies of physics in the process of study of structure of solids and them mechanical, thermal, electric, magnetic and optical properties for the classes of general, technological and physical-mathematical types of studies. The results of the pedagogical experiment confirmed a research hypothesis that realization of the developed methodical approach in the process of study of structure and properties of solids will promote the level of development of cognitive activity of senior pupils.
Опис
Ключові слова
активізація навчально-пізнавальної діяльності, пізнавальна активність, методи навчання фізики, активизация учебно-познавательной деятельности, познавательная активность, познавательный интерес, средства обучения физики, методы обучения физики, activation of educational-cognitive activity, cognitive activity, cognitive interest, methods of studies of physics
Бібліографічний опис
Корсун Ігор Васильович. Активізація навчально-пізнавальної діяльності старшокласників у процесі вивчення властивостей твердих тіл у курсі фізики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання (фізика) / Корсун Ігор Васильович ; [наук. керівник Сиротюк Володимир Дмитрович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2009. - 20 с.
