Публікація:
Психологічні особливості ціннісно-смислової сфери особистості підлітків в сім'ях повторного шлюбу

Вантажиться...
Ескіз

Дата

Автори

Пустовалов, Іван Вікторович

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Видавництво “Науковий світ”

Дослідницькі проекти

Організаційні одиниці

Випуск журналу

Анотація

Дисертацію присвячено дослідженню психологічних особливостей ціннісно- смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу. У роботі визначено основні підходи до дослідження ціннісно-смислової сфери особистості на основі аналізу яких уточнено поняття ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з урахуванням вікової специфіки. Обґрунтовано та розроблено структурно-функціональну модель розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків. Проаналізовано специфіку та психологічні особливості сім’ї повторного шлюбу як чинника становлення і розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків Визначено критерії та показники розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу. Досліджено рівні (високий, середній, низький) розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу. Установлено гендерні особливості розвитку окремих компонентів ціннісно-смислової сфери особистості підлітків у сім’ях повторного шлюбу Обґрунтовано, розроблено, апробовано та доведено ефективність психологічної програми розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків із сімей повторного шлюбу. Запропоновано методичні рекомендації для психологів та вчителів щодо особливостей реалізації психологічної програми сприяння розвитку ціннісно-смислової сфери особистості підлітків з сімей повторного шлюбу.
В работе определены основные подходы к исследованию ценностно- смысловой сферы личности. Уточнено понятие ценностно-смысловой сферы личности подростков, выделены в ее структуре мотивационно-потребностный, эмоционально-оценочный, поведенческий и смыслообразующий компоненты. Обоснована и разработана структурно-функциональная модель ценностно- смысловой сферы личности подростков. Определены критерии: (сбалансированность, духовность и гармоничность; положительное ценностное отношение; действенность, близость и толерантность; осмысленность и самоконтроль) сформированности ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте; показатели: сформированность потребностей, которые соответствуют возрастной специфике (дружбе, принятия и поддержке со стороны окружающих и др.), сбалансированность и гармоничность развития потребностей личности (с относительным преобладанием потребностей в духовном совершенствовании, эмоциональной близости и т.д.), значимость мотивации саморазвития в иерархии возрастных потребностей, способность эмоциональной оценки жизни, положительное эмоциональное восприятие процесса жизни, ценностное отношение к окружающему, эмпатийная направленность, способность распознавать эмоции других людей и контролировать собственное эмоциональное состояние, преобладание направленности на помощь окружающим в процессе общения, деятельности, познания, готовность реализовать потребности в духовном совершенствовании, эмоциональной близости, бесконфликтное и толерантное взаимодействие с другими людьми, в том числе с родителями, стремление к эмоциональной близости с ними осмысленность процесса жизни, наличие цели, знание себя (самосознание, самоконтроль), адекватность самооценки, осознанное отношение к процессу жизни, наличие целей и жизненных перспектив, их адекватная оценка и т.п., а также выявлены и описаны психологические особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака. Исследованы уровни (высокий, средний, низкий) развития ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака. Проанализирована специфика и психологические особенности семьи повторного брака как фактора становления и развития ценностно-смысловой сферы личности подростков. Установлено гендерные особенности развития отдельных компонентов ценностно-смысловой сферы личности подростков в семьях повторного брака. Обоснована, разработана, апробирована и доведено эффективность психологической программы развития ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака, а также семинар-тренинг для их родителей. Предложены методические рекомендации для психологов по внедрению в своей работе психологической программы развития ценностно-смысловой сферы личности подростков из семей повторного брака, содержащие как общие характеристики организации и сопровождения роботы тренинговой группы, так и те, которые непосредственно связаны с спецификой выполнения отдельных тренинговых упражнений.
The paper analyzes the main approaches to the study of value-conceptual sphere of the individual and clarifies the concept of teenagers' value-conceptual sphere in terms of their age characteristics. The author proposes a structural-functional model for the development of teenagers' value-conceptual sphere, discusses the psychological characteristics of step families as a teenagers' value-conceptual sphere development factor, determines the criteria and measures of step-family teenagers' value-conceptual sphere levels (high, medium, low) as well as describes the gender characteristics of the individual components of step-family teenagers' value-conceptual sphere. The author presents a scientifically grounded and successfully tested step-family teenagers' value-conceptual sphere development program as well as gives recommendations to psychologists and teachers on its application.

Опис

Ключові слова

ціннісно-смислова сфера особистості, підлітки, сім’я, батьківсько-дитячі стосунки, повторний шлюб, цінності, особистісні смисли, мотиви, потреби, подростки, ценностно-смысловая сфера личности, повторный брак, семья, детско-родительские отношения, ценности, личностные смыслы, мотивы, потребности, value-conceptual sphere of personality, teenagers, family, step family, parent-child relationships, values, personal meanings, motives, needs

Бібліографічний опис

Пустовалов І. В. Психологічні особливості ціннісно-смислової сфери особистості підлітків в сім'ях повторного шлюбу : автореферат дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / Іван Вікторович Пустовалов ; наук. конс. Олена Іванівна Бондарчук ; М-во освіти і науки України, Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2017. – 22 с.

Зібрання

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By