Публікація: Формування готовності майбутніх учителів школи першого ступеня до роботи з батьками в поліетнічному середовищі
Вантажиться...
Файли
Дата
Автори
Коваль, Тетяна Василівна
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова
Анотація
Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук зі
спеціальності 13.00.04 – теорія і методика професійної освіти. – Національний
педагогічний університет імені М.П.Драгоманова. – Київ, 2015.
Дослідження присвячено проблемі формування готовності майбутніх учителів
школи першого ступеня до роботи з батьками в поліетнічному середовищі.
Проаналізовано стан дослідження обраної проблеми в педагогічній теорії і практиці
вищої школи; вивчено сучасний стан сформованості та підтверджено актуальність і
доцільність досліджуваної проблеми; визначено та обґрунтовано компоненти
(когнітивний, емоційно-мотиваційний, процесуально-діяльнісний, оцінювально-коригувальний), критерії та рівні готовності майбутніх учителів школи першого
ступеня до роботи з батьками в поліетнічному середовищі (високий, середній,
низький); розроблено та експериментально перевірено структурно-функціональну
модель, педагогічні умови формування готовности майбутніх учителів школи
першого ступеня до роботи з батьками в поліетнічному середовищі та
експериментально перевірено її ефективність; розроблено, апробовано й
опубліковані методичні рекомендації до спецкурсу для студентів спеціальності
6.010102 Початкова освіта.
Thesis for the Degree of Candidate of Pedagogical Sciences of the specialty 13.00.04 - Theory and Methods of Professional Education. - National Dragomanov Pedagogical University. – Kyiv, 2015. The dissertation is devoted to the formation of readiness of the future initial school teachers to work with the parents in the multi-ethnic environment. The state study of the subject in pedagogical theory and practice of high school; studied modern state formation and confirmed the relevance and appropriateness of the investigated problem; defined and substantiated components (cognitive, emotional-motivational, procedural-activity, appraisal-adjusting) criteria and levels of the future initial school teachers to work with the parents in the multi-ethnic environment (high, average, low); the system of formation of readiness of the future initial school teachers to work with the parents in the multi-ethnic environment and tested its effectiveness; developed, tested and published guidelines for the course for students majoring 6.010102 Primary education.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев, 2015. Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования готовности будущих учителей школы первой степени к работе с родителями в полиэтнической среде. Готовность будущих учителей школы первой степени к работе с родителями в полиэтнической среде рассматривается как целостное образование, включающее совокупность личностных, психологических и профессиональных особенностей учителя, формируется в процессе обучения, и включает систему полиэтнических знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном полиэтническом обществе, реализуется в способности эффективно решать задачи педагогической деятельности в ходе позитивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса – представителями разных этносов. Полиэтническая среда рассматривается как единство сущности и существования человека и наций, материальных и духовных факторов жизнедеятельности представителей разных народов в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культуры. Проведенный анализ позволил определить и обосновать структурно- функциональную модель формирования готовности будущих учителей к организации работы с родителями младших школьников в полиэтнической среде. Целостная педагогическая система, функционирование которой должно обеспечить готовность будущего учителя школы первой степени к организации указанного вида деятельности. На содержательно-целевом этапе определяется общая дидактическая цель обучения – подготовить будущих учителей школы первой ступени к организации учебно-воспитательной деятельности, достигается путем определения и реализации конкретных дидактических задач на каждом учебном занятии при изучении конкретной темы и достижения конкретных результатов. Содержание обучения обусловлен его целью и предполагает усвоение студентами системы таких способов действий, которые являются составляющими профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный этап подготовки обеспечивает осознание будущими учителями социально-педагогических возможностей воспитательной и учебной деятельности, важность выполнения воспитательной и учебной функций, привлечение к ней учеников и родителей. Процессуальный этап предполагает актуализацию знаний как средства обучения, формирования и совершенствования специальных умений (исследовательско-поисковых, диагностико-коррекционных, проектно-конструкторских, креативных, организаторских, коммуникативных, аналитико-оценочных), стимулирования практических действий, направленных на решение учебной задачи. Оценочно-результативный этап обеспечивает анализ и оценку уровней готовности будущих учителей школы первой ступени к работе с родителями в полиэтнической среде. В диссертации определена и обоснована структура формирования готовности будущих учителей школы первой степени к работе с родителями в полиэтнической среде: когнитивный компонент отображает теоретическую осведомленность студентов о теории и методике организации взаимодействия с родителями учеников школы первой степени в полиэтнической среде; эмоционально-мотивационный компонент составляют чувства, эмоции, потребности, мотивы; процессуально- деятельностный компонент отображает профессионально-педагогические умения взаимодействия с родителями в полиэтнической среде; оценочно-корректирующий компонент дает возможность студентам оценить свою профессиональную деятельность, от такой оценки будет зависеть дальнейшее совершенствование профессионального мастерства. Определены критерии (отношение студентов к работе с родителями в полиэтнической среде, наличие у них устойчивых профессиональных мотивов; усвоение социально-педагогических, психолого-педагогических и методических знаний о специфике работы учителя с родителями в многонациональном социуме; владение комплексом умений; сформированность личностных, общественно направленных и профессионально педагогических направленных качеств, ориентация будущих учителей на профессиональное самосовершенствование), показатели и уровни готовности будущих учителей школы первой ступени к работе с родителями в полиэтнической среде (высокий, средний, низкий). Разработаны етапы подготовки будущих учителей школы первой ступени к работе с родителями в полиэтнической среде и экспериментально проверена их эффективность. Обобщение результатов исследования позволило разработать, апробировать и опубликовать методические рекомендации: "Психолого-педагогические основы взаимодействия учителя с родителями в современной полиэтнической среде" для студентов и преподавателей специальности 6.010102 Начальное образование.
Thesis for the Degree of Candidate of Pedagogical Sciences of the specialty 13.00.04 - Theory and Methods of Professional Education. - National Dragomanov Pedagogical University. – Kyiv, 2015. The dissertation is devoted to the formation of readiness of the future initial school teachers to work with the parents in the multi-ethnic environment. The state study of the subject in pedagogical theory and practice of high school; studied modern state formation and confirmed the relevance and appropriateness of the investigated problem; defined and substantiated components (cognitive, emotional-motivational, procedural-activity, appraisal-adjusting) criteria and levels of the future initial school teachers to work with the parents in the multi-ethnic environment (high, average, low); the system of formation of readiness of the future initial school teachers to work with the parents in the multi-ethnic environment and tested its effectiveness; developed, tested and published guidelines for the course for students majoring 6.010102 Primary education.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 – теория и методика профессионального образования. – Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Киев, 2015. Диссертационное исследование посвящено проблеме формирования готовности будущих учителей школы первой степени к работе с родителями в полиэтнической среде. Готовность будущих учителей школы первой степени к работе с родителями в полиэтнической среде рассматривается как целостное образование, включающее совокупность личностных, психологических и профессиональных особенностей учителя, формируется в процессе обучения, и включает систему полиэтнических знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в современном полиэтническом обществе, реализуется в способности эффективно решать задачи педагогической деятельности в ходе позитивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса – представителями разных этносов. Полиэтническая среда рассматривается как единство сущности и существования человека и наций, материальных и духовных факторов жизнедеятельности представителей разных народов в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры, через которую происходит присвоение общечеловеческой культуры. Проведенный анализ позволил определить и обосновать структурно- функциональную модель формирования готовности будущих учителей к организации работы с родителями младших школьников в полиэтнической среде. Целостная педагогическая система, функционирование которой должно обеспечить готовность будущего учителя школы первой степени к организации указанного вида деятельности. На содержательно-целевом этапе определяется общая дидактическая цель обучения – подготовить будущих учителей школы первой ступени к организации учебно-воспитательной деятельности, достигается путем определения и реализации конкретных дидактических задач на каждом учебном занятии при изучении конкретной темы и достижения конкретных результатов. Содержание обучения обусловлен его целью и предполагает усвоение студентами системы таких способов действий, которые являются составляющими профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный этап подготовки обеспечивает осознание будущими учителями социально-педагогических возможностей воспитательной и учебной деятельности, важность выполнения воспитательной и учебной функций, привлечение к ней учеников и родителей. Процессуальный этап предполагает актуализацию знаний как средства обучения, формирования и совершенствования специальных умений (исследовательско-поисковых, диагностико-коррекционных, проектно-конструкторских, креативных, организаторских, коммуникативных, аналитико-оценочных), стимулирования практических действий, направленных на решение учебной задачи. Оценочно-результативный этап обеспечивает анализ и оценку уровней готовности будущих учителей школы первой ступени к работе с родителями в полиэтнической среде. В диссертации определена и обоснована структура формирования готовности будущих учителей школы первой степени к работе с родителями в полиэтнической среде: когнитивный компонент отображает теоретическую осведомленность студентов о теории и методике организации взаимодействия с родителями учеников школы первой степени в полиэтнической среде; эмоционально-мотивационный компонент составляют чувства, эмоции, потребности, мотивы; процессуально- деятельностный компонент отображает профессионально-педагогические умения взаимодействия с родителями в полиэтнической среде; оценочно-корректирующий компонент дает возможность студентам оценить свою профессиональную деятельность, от такой оценки будет зависеть дальнейшее совершенствование профессионального мастерства. Определены критерии (отношение студентов к работе с родителями в полиэтнической среде, наличие у них устойчивых профессиональных мотивов; усвоение социально-педагогических, психолого-педагогических и методических знаний о специфике работы учителя с родителями в многонациональном социуме; владение комплексом умений; сформированность личностных, общественно направленных и профессионально педагогических направленных качеств, ориентация будущих учителей на профессиональное самосовершенствование), показатели и уровни готовности будущих учителей школы первой ступени к работе с родителями в полиэтнической среде (высокий, средний, низкий). Разработаны етапы подготовки будущих учителей школы первой ступени к работе с родителями в полиэтнической среде и экспериментально проверена их эффективность. Обобщение результатов исследования позволило разработать, апробировать и опубликовать методические рекомендации: "Психолого-педагогические основы взаимодействия учителя с родителями в современной полиэтнической среде" для студентов и преподавателей специальности 6.010102 Начальное образование.
Опис
Ключові слова
майбутні учителі школи першого ступеня, готовність до роботи з батьками, міжетнічна толерантність, поліетнічне середовище, принцип етнізації, future teachers of initial school, a willingness to work with the parents, inter-ethnic tolerance, multi-ethnic environment, ethnization principle, будущие учителя школы первой степени, готовность к работе с родителями, межэтническая толерантность, полиэтническая среда, принцип этнизации
Бібліографічний опис
Коваль, Тетяна Василівна. Формування готовності майбутніх учителів школи першого ступеня до роботи з батьками в поліетнічному середовищі : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.04 / Т. В. Коваль ; наук. кер. О. В. Матвієнко ; М-во освіти і науки України ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – К., 2015. – 21 с.
