Публікація: Соціально-філософське дослідження трансісторичності міфологічного освоєння світу
Вантажиться...
Файли
Дата
Автори
Полисаєв, Олександр Павлович
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова
Анотація
У дисертації представлені результати соціально-філософського аналізу трансісторичності міфологічного освоєння світу людиною як процесу і результату набуття традиційними міфічними формами новітніх рис, існування в умовах глобалізації. Проведена теоретична та історична реконструкція підстав, філософсько-методологічних засад, ціннісних орієнтацій та культурних контекстів тлумачення міфу як полісемічної категорії, що відтворює трансісторичний, ірраціональний феномен людського буття. Постмодерний поворот, який за традиційним визначенням відбувся в культурі та філософії XX ст., посилив інтерес до міфу як до самоцінного начала культуротворчості, а також елемента встановлюючого ідентичності соціальних та етнічних спільнот. Це дозволило визначити, що філософський постмодернізм реконструював опозицію між філософією та міфом, між міфом та логосом. Доведено, що міф у постіндустріальному суспільстві виступає як трансісторичний принцип організації масової свідомості. У цьому контексті міф не пояснює реальність, він її заміщує, деформуючи. Досліджено специфіку змісту процесу міфотворчості в сучасній Україні, де процес формування міфологем в соціально-політичному бутті дозволяє показати функції міфу в суспільних трансформаціях; архетипні елементи масової свідомості в процесі міфотворчості та прояви їх в різних сферах діяльності.
В диссертации представлены результаты социально-философского анализа трансисторичности мифологического освоения мира человеком как процесса и результата приобретения традиционными мифическими формами современных черт, существования в условиях глобализации. Осуществлена теоретическая и историческая реконструкция принципов, философско- методологических оснований, ценностных ориентаций и культурных контекстов толкования мифа как полисемичной категории, которая отражает трансисторический, иррациональный феномен человеческого бытия. В метаисторическом контексте миф представляет собой форму духовнопрактического (ценностного) освоения мира человеком; мифотворчество рассматривается как составляющий компонент социально-политической жизни и фактор истории и культуры человечества. Основанием анализа является осмысление тех концептуальних и культурных априори, которые составляют фундамент интеллектуального спектра каждой исторической эпохи. Проведенный анализ дал возможность утверждать, что отношение к мифической составляющей культуры человечества исторически складывались неординарно. Становление философии как теории мировоззрения и на уровне древнегреческой, индийской, китайской традиций характеризовались как преодоление мифологического самосознания и как ее существенное влияние. Не только первые философские системы страдали ’’мифологичностью”, мифологичностыо обозначилась вся дальнейшая духовная история человечества. Доказано, что ’’постмодерный поворот”, который по традиционному определению совершился в культуре и философии XX века усилил интерес к мифу как самоценному началу культуротворчества и как элемента становления идентичности социальных и этничных общностей. Это позволило определить, что философский постмодернизм реконструировал оппозицию между философией и мифом, между мифом и логосом. Обосновано, что активное ’’возвращение” мифа в современную культуру было реакцией на крайнюю форму рационализации жизни, связанной с длительным господством в истории так называемого „проекта модерну”, типа „классического” рационализма, позитивиским вариантом миропонимания. Смена общественных идеалов в пользу ценностного измерения бытия, культивирование плюралистического мировоззрения, открытости сознания к коммуникативному дискурсу, сработали как определенное интеллектуальное предусловие нового вхождения в общественную жизнь иррациональных факторов, включая и ’’новую” мифологию. Миф в постиндустриальном обществе выступает трансисторическим принципом организации общественного сознания. В этом контексте миф не объясняет реальность, он ее подменяет, деформируя. Мировоззрения массового человека опаздывает за течением глобальных изменений и миф, в этом случае выполняет терапевтическую, защитную функцию, освобождая человека от ответственного персонального выбора и более того - превращает миф в специфический вид манипулятивных технологий. В диссертации осуществлена попытка, на основе исследования трансисторичности мифологического освоения мира, разрешения противоречия между пониманием необходимости глубоких экономических и политических реформ в интересах народа и отчуждением широких масс от властных структур. Представлена аргументация о специфике содержания процесса мифотворчества в современной Украине, где процесс формирования мифологем в социально-политической жизни позволяет раскрыть функции мифа в общественных трансформациях, архетипные элементы массового сознания в процессе мифотворчества и проявления их в разных сферах деятельности.
The results of social-philosophical analysis of trance-historical mythological mastering of the world as a process and result of getting new features by traditional mythic forms in the circumstance of globalization are presented in the dissertation.. Theoretical and historical reconstruction of causes, philosophical-methodological basis, valuable orientation and cultural contexts of myth explanation as a polisemical category that reconstruct transhistorical, irrational phenomenon of human being was made. Postmodern turn in culture and philosophy in XX century reinforced interest for the myth as self-valuable beginning of culture-creation and of element that constitute the identity of social and ethnical unity. This made possible to certify that philosophical postmodernism reconstructed the opposition between philosophy and myth, between myth and logos. It is proved that myth in postindustrial society act as a transhistorical principle of organization of mass consciousness. In this context muth don't prove the reality, it replace distort and it. Particularity of mythmaking process in Ukraine is analyzed, where the process of mythologem forming in social-political being make possible to show the functions of myth in social transformations; archetypical elements of mass consciousness in the mythmaking process and their reflections in different spheres of activity.
В диссертации представлены результаты социально-философского анализа трансисторичности мифологического освоения мира человеком как процесса и результата приобретения традиционными мифическими формами современных черт, существования в условиях глобализации. Осуществлена теоретическая и историческая реконструкция принципов, философско- методологических оснований, ценностных ориентаций и культурных контекстов толкования мифа как полисемичной категории, которая отражает трансисторический, иррациональный феномен человеческого бытия. В метаисторическом контексте миф представляет собой форму духовнопрактического (ценностного) освоения мира человеком; мифотворчество рассматривается как составляющий компонент социально-политической жизни и фактор истории и культуры человечества. Основанием анализа является осмысление тех концептуальних и культурных априори, которые составляют фундамент интеллектуального спектра каждой исторической эпохи. Проведенный анализ дал возможность утверждать, что отношение к мифической составляющей культуры человечества исторически складывались неординарно. Становление философии как теории мировоззрения и на уровне древнегреческой, индийской, китайской традиций характеризовались как преодоление мифологического самосознания и как ее существенное влияние. Не только первые философские системы страдали ’’мифологичностью”, мифологичностыо обозначилась вся дальнейшая духовная история человечества. Доказано, что ’’постмодерный поворот”, который по традиционному определению совершился в культуре и философии XX века усилил интерес к мифу как самоценному началу культуротворчества и как элемента становления идентичности социальных и этничных общностей. Это позволило определить, что философский постмодернизм реконструировал оппозицию между философией и мифом, между мифом и логосом. Обосновано, что активное ’’возвращение” мифа в современную культуру было реакцией на крайнюю форму рационализации жизни, связанной с длительным господством в истории так называемого „проекта модерну”, типа „классического” рационализма, позитивиским вариантом миропонимания. Смена общественных идеалов в пользу ценностного измерения бытия, культивирование плюралистического мировоззрения, открытости сознания к коммуникативному дискурсу, сработали как определенное интеллектуальное предусловие нового вхождения в общественную жизнь иррациональных факторов, включая и ’’новую” мифологию. Миф в постиндустриальном обществе выступает трансисторическим принципом организации общественного сознания. В этом контексте миф не объясняет реальность, он ее подменяет, деформируя. Мировоззрения массового человека опаздывает за течением глобальных изменений и миф, в этом случае выполняет терапевтическую, защитную функцию, освобождая человека от ответственного персонального выбора и более того - превращает миф в специфический вид манипулятивных технологий. В диссертации осуществлена попытка, на основе исследования трансисторичности мифологического освоения мира, разрешения противоречия между пониманием необходимости глубоких экономических и политических реформ в интересах народа и отчуждением широких масс от властных структур. Представлена аргументация о специфике содержания процесса мифотворчества в современной Украине, где процесс формирования мифологем в социально-политической жизни позволяет раскрыть функции мифа в общественных трансформациях, архетипные элементы массового сознания в процессе мифотворчества и проявления их в разных сферах деятельности.
The results of social-philosophical analysis of trance-historical mythological mastering of the world as a process and result of getting new features by traditional mythic forms in the circumstance of globalization are presented in the dissertation.. Theoretical and historical reconstruction of causes, philosophical-methodological basis, valuable orientation and cultural contexts of myth explanation as a polisemical category that reconstruct transhistorical, irrational phenomenon of human being was made. Postmodern turn in culture and philosophy in XX century reinforced interest for the myth as self-valuable beginning of culture-creation and of element that constitute the identity of social and ethnical unity. This made possible to certify that philosophical postmodernism reconstructed the opposition between philosophy and myth, between myth and logos. It is proved that myth in postindustrial society act as a transhistorical principle of organization of mass consciousness. In this context muth don't prove the reality, it replace distort and it. Particularity of mythmaking process in Ukraine is analyzed, where the process of mythologem forming in social-political being make possible to show the functions of myth in social transformations; archetypical elements of mass consciousness in the mythmaking process and their reflections in different spheres of activity.
Опис
Ключові слова
соціальний міф, соціальна міфотворчість, міфологічна самосвідомість, самоідентифікація, архетип, трансісторичність, постмодернізм, класичний раціоналізм, політизація міфу, социальный миф, социальное мифотворчество, мифологическое самосознание, самоидентификация, архетип, трансисторичность, постмодернизм, классический рационализм, политизация мифа, social myth, social mythmaking, mythological self-awareness, self-identification, archetype, transhystorism, postmodernism, classical rationalism, myth politisation
Бібліографічний опис
Полисаєв Олександр Павлович. Соціально-філософське дослідження транс-історичності міфологічного освоєння світу : автореферат дис. ... док. філос. наук : 09.00.03 - соціальна філософія та філософія історії / Полисаєв Олександр Павлович ; [Науковий консультант Кремень Василь Григорович] ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2009. - 32 с.
