Публікація:
Соціально-психологічні умови особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою

Вантажиться...
Ескіз

Дата

Автори

Лисенко, Ірина Миколаївна

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова

Дослідницькі проекти

Організаційні одиниці

Випуск журналу

Анотація

Дисертація присвячена вивченню особливостей особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою та виявленню соціально-психологічних умов розвитку зазначеного новоутворення. У роботі розкрито та обґрунтовано сутність поняття «особистісне самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою»; досліджено соціальні (взаємини з оточуючими) та психологічні умови (індивідуально-психологічні особливості) становлення означеного новоутворення та побудовано теоретичну модель вище вказаних умов; виявлено показники та рівні (достатній, помірний, низький) розвитку цього феномена у підлітків; обґрунтовано та впроваджено систему корекційно-розвивальних заходів для роботи з підлітками практичними психологами, вчителями, вихователями з метою активізації розвитку в них вказаного особистісного утворення.
Диссертация посвящена изучению особенностей личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением, а также исследованию социально-психологических условий развития этого новообразования. Результаты теоретических и эмпирических исследований по проблеме самоопределения подростков позволили сформулировать понятие личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением, которое связано с их стремлением к познанию и принятию своего «Я» для выбора сознательной позиции относительно определения личностной перспективы развития на будущее: жизненной, моральной и профессиональной. Социальными условиями развития личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением являются особенности их взаимоотношений с окружающими. В ходе проведенного анализа установлено, что упоминаемая категория подростков характеризуется конфликтными отношениями со знакомыми и незнакомыми взрослыми, учителями, родителями и одноклассниками. В общении проблемные подростки демонстрируют неуступчивость, несогласие, а иногда жестокость и враждебность в ответ на требования взрослых. Психологическими условиями развития самоопределения подростков с делинквентным поведением являются такие их личностные особенности как высокий уровень тревожности, агрессивности, конфликтности, импульсивности, а также низкая самооценка. Выше указанное способствует тому, что в поведении подростков доминирующими становятся аффективные реакции, которые проявляются в немотивированных взрывах гнева, злости, ненависти и агрессивных реакциях на замечания окружающих. Таким образом, подростки с делинквентным поведением в общении с окружающими демонстрируют негативизм, враждебность, а также недоверие, которое сопровождается проявлениями агрессивности, грубости и неуступчивости в отношении к их требованиям и замечаниям. Следует также отметить, что некоторые подростки этой категории при взаимодействии с референтными взрослыми способны проявлять терпимость, доброжелательность, бесконфликтность, уравновешенность и уверенность в себе. По результатам проведенного исследования были определены показатели и уровни развития личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением: достаточный (высокий), умеренный (неадаптивный) и низкий (деструктивный), обоснование которых строилось на основе таких критериев, как особенности межличностных взаимоотношений с окружающими, ценностное отношение к самому себе, ориентация на достижение жизненных целей – отсутствие конкретных жизненных планов, позитивное представление о будущем – неопределенность будущего, сформированость – несформированость моральных ориентиров, наличие – отсутствие профессиональных планов на будущее. В ходе констатирующего эксперимента доказано, что поведение подростков упоминаемой категории отличается трудностями адекватного эмоционально-ценностного самоотношения, отсутствием ориентации на достижение жизненных целей, неопределенным представлением о своем будущем, несформированостью моральных и ценностных ориентиров и профессиональных планов на будущее. В процессе экспериментальной работы доказана целесообразность и эффективность применения коррекционно-развивающей программы и социально-психологического тренинга, способствующих активизации личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в психодиагностической и коррекционной работе практическими психологами, учителями, воспитателями с целью активизации личностного самоопределения проблемных подростков.
The dissertation is devoted to the study of features of teenagers’personality self-determination with delinguentis behaviour and determination of psychological conditions of the noted new formation development. The content of the phenomenon teenagers’personality self-determination was concidered and substantiated; the social (interrelations with other people) and psychological conditions (individual-psychological peculiarities) of forming noted new formation were investigated; the theoretical model of the mentioned conditions was developed; the indexes and levels (high middle low) of this phenomenon development were found at the teenagers’; the system of correction-development measures for the work with teenagers’was substantiated and applied for practical psychologists teachers tutors with the aim of development activation of teenagers’personal new formation.

Опис

Ключові слова

життєве самовизначення, професійне самовизначення, моральне самовизначення, особистісне самовизначення, делінквентна поведінка підлітків, соціальні умови особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою, жизненное самоопределение, психологічні умови розвитку особистісного самовизначення, профессиональное самоопределение, моральное самоопределение, личностное самоопределение, делинквентное поведение, социальные условия развития личностного самоопределения подростков с делинквентным поведением, психологические условия развития личностного самоопределения, life self-determination, professional self-determination, moral self-determination, personality self-determination, delinguentis behaviour, social conditions of self-determination for teenagers’ with delinguentis behaviour, psychological conditions of development of the noted new formation

Бібліографічний опис

Лисенко І. М. Соціально-психологічні умови особистісного самовизначення підлітків з делінквентною поведінкою : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / І. М. Лисенко ; керівник роботи І. С. Булах ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с.

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By