Публікація:
Психологічні особливості забезпечення особистісної самореалізації майбутніх психологів у процесі фахової підготовки

Вантажиться...
Ескіз

Дата

Автори

Мова, Людмила Вікторівна

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова

Дослідницькі проекти

Організаційні одиниці

Випуск журналу

Анотація

В роботі досліджено феномен самореалізації, виділено критерії та динаміку розвитку особистісної самореалізації студентів-психологів, визначено серед факторів забезпечення особистісної самореалізації майбутніх психологів тілесно-орієнтовану і танцювально-рухову тренінгову роботу, як інноваційну форму фахової підготовки. Використання розроблених тілесно-орієнтованих та танцювально-рухових тренінгових програм дозволяє забезпечити розвиток самореалізації особистості майбутніх психологів завдяки нетрадиційним активним засобам тренінгової роботи, а саме: роботи з тілом, руху, танцю, спеціально підібраного музичного супроводу. Доведено доцільність та ефективність використання запропонованих тренінгових програм під час підготовки студентів-психологів.
Диссертация посвящена проблеме изучения особенностей процесса обеспечения личностной самореализации будущих психологов в процессе их профессиональной подготовки. Необходимость развития в Украине практической психологии выдвигает определённые требования к подготовке специалистов данного профиля, а также исследоаниям, которые давали бы новые экспериментальные материалы о повышении эффективности профессионального развития будущего психолога, его личностной самореализации, использовании различных форм роботы в процессе профессиональной подготовки. На основе анализа и обобщения психологической литературы по проблемам подготовки будущих психологов, самореализации личности, телесно-ориентированного и танцевально-двигательного направлений практической психологии обоснована актуальность темы исследования и сформулированы положения относительно самореализации личности будущего психолога. В психолого-педагогической литературе по проблеме подготовки будущих психологов подчеркивается значимость для деятельности психолога наличие определённых личностных качеств, уровень развития его личности и самореализации. Обобщение представленых в литературе взглядов позволило разработать следующие положения: - для исследования уровня развития личностной самореализации студентов-психологов выделены критерии личностной самореализации студентов-психологов, а именно: низкий уровень личностной тревожности, агрессивности, коммуникабельность, гибкость взглядов, развитая емпатия, высокий уровень креативности, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, самостоятельность; - среди психологических особенностей обеспечения личностной самореализации будущих психологов в процессе учебной деятельности особое место занимают телесно-ориентированная и танцевально-двигательная тренинговые программы, которые выступают формой целенаправленного формирования личности и развития её самореализации. Среди методов, которые способствуют развитию самореализации личности студента-психолога выделены нетрадиционные активные, а именно: работа с телом, движение, танец, специально подобраное музыкальное сопровождение. Благодаря этим методам обеспечивается эфективная глубинная психологическая работа со студентами-психологами в процессе телесно-ориентованного и танцевально-двигательного тренингов. Благодаря специальной структуре тренинговых програм существует возможность диагностики (определение непродуктивных форм поведения с целью самопознания), коррекции (самоусовершенствования), формирования (саморазвитие) и закрепления новых стратегий поведения, перевод их из формы деяльности в факт личностного развития, что позволяет студентам чувствовать себя уверенно, иметь низкий уровень тревожности и агрессивности, творчески решать вопросы, которые появляются на жизненном пути, т.е. самореализоваться. Человек, который самореализуется, не зависит от одобрения или нет окружающих, он реализует собственную природу, а не Я-концепцию. Телесно-ориентированная и танцевально-двигательная тренинговые программы были созданы в результате глубокого анализа проблемы самореализации, изучения литературы по вопросам телесно-ориентированного и танцевально-двигательного направлений практической психологии и практической эксперементальной работы. Как показали результаты исследования, тренинговая работа обеспечивает развитие самореализации учасников благодаря тому, что: а) создаёт психологическую атмосферу защищенности для каждого из учасников, в которой человек познаёт себя и легко раскрывает собственные глубинные возможности; б) работает опытный психолог-ведущий, вооруженный новыми технологиями психологической работи, гумманистически направленый на всестороннюю поддержку учасников, который даёт им собственный пример самореализации личности; в) позволяет всем учасникам упражняться в усвоении новых более эффективных форм поведения, переживать эмоции успеха, которые закрепляют этот опыт в структуре личности, способствуют её развитию и самореализации. В диссертации доказана эффективность использования разработанных тренинговых программ в процессе подготовки будущих психологов. Предложенные программы позволяют обеспечить развитие личностной самореализации студентов-психологов: снижается уровень личностной тревожности, агрессивности, увеличивается уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, уровень креативности, эмпатии, развивается коммуникабельность, самостоятельность, гибкость взглядов.
Dissertation is devoted to the problem of studying peculiarity process of ensuring of the personality self-realisation of future psychologist in the vocational training. In the dissertation is reveal the essence of the self-realisation specific of the future psychologists, select a criterion and dynamic development peculiarity self-realisation of student-psychologists in the time of vocational training, define between of personality self-realisation of future psychologists body oriental and dance-moving training work. For the peculiarity of the development self-realisation future psychologists person there was making and trying body-oriental and dancing-moving training programs in the studying process with the using untraditional active methods. There are work with the body, moving, dancing and a special chose music. In the time of teaching student-psychologist it was proved the expedient and effectiveness of the training program which was suggest.

Опис

Ключові слова

самореалізація, самореализация, self-realisation, критерії особистісної самореалізації, критерии личностной самореализации, criterion peculiarity self-realisation, тілесно-орієнтована і танцювально-рухова тренінгові програми, телесно-ориентированная и тнцевально-двигательная тренинговые программы, ody-oriental and dancing moving training program, нетрадиційні активні засоби фахової підготовки, нетрадиционные активные методы профессиональной подготовки, untraditional active methods of the vocational training

Бібліографічний опис

Мова, Людмила Вікторівна. Психологічні особливості забезпечення особистісної самореалізації майбутніх психологів у процесі фахової підготовки : автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Л. В. Мова ; наук. кер. Л. І. Уманець ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 20 с.

Зібрання

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By