Публікація: Формування досвіду музично-виконавської діяльності у старших дошкільників
Вантажиться...
Файли
Дата
Автори
Еманова, Зоя Григорівна
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова
Анотація
Дисертація присвячена дослідженню проблеми формування досвіду музично-виконавської діяльності у старших дошкільників і вирішенню питання оновлення методичного забезпечення процесу музичного навчання й виховання дітей в дошкільному навчальному закладі (центрі раннього розвитку дитини). Охарактеризовано сутність поняття та зміст досвіду музично-виконавської діяльності старілих дошкільників, визначено його компонентну структуру з огляду на специфіку означеного віку. Розроблено критерії і показники, на основі яких виявлено рівні сформованості досвіду музично-виконавської діяльності старших дошкільників. Теоретично обгрунтовано та експериментально перевірено поетапної методику формування досвіду музично-виконавської діяльності у старших дошкільників в умовах художньо наповненого розливального середовища.
Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности у старших дошкольников и решению вопроса обновления методического обеспечения процесса музыкального обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении (центре раннего развития ребёнка). В диссертации раскрыта сущность понятия и содержание опыта музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников и выделены его структурные компоненты с учетом особенностей указанного возраста. Опыт музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников трактуется в исследовании как результат активного взаимодействия детей с музыкой в различных видах и формах исполнительства устной традиции на основе игрового подхода. Содержание такого опыта определяется его эмоционально-практическим наполнением, а также возможностями использования детьми накопленных знаний, умений и навыков в собственном творчестве. Структура опыта детей в музыкально-исполнительской деятельности рассматривается в единстве деятельного, эмоционального, познавательного и развивающего компонентов. В работе представлены критерии опыта музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников, а именно: музыкально-практические действия, исполнительское творчество, эмоциональная выразительность, элементарно осведомлённость, музыкальное развитие. В результате проведения констатирующего эксперимента, согласно разработанным критериям и показателям, определены уровни сформированности опыта музыкально исполнительской деятельности старших дошкольников (относительно высокий, достаточный!, средний и низкий). В диссертации разработана поэтапная методика формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности у старших дошкольников в условиях художественно наполненной развивающей среды, что предполагает использование соответствующих способам деятельности педагога и способам деятельности детей двух групп методов. Первая группа (соответственно способам деятельности педагога) объединяет методы музыкально-стилистических трансформаций детского репертуара, включения в музыкально-исполнительскую деятельность дошкольников средств мультимедиа, сюжетного ознакомления с музыкальными произведениями, сценарной драматургии музыкальных праздников, введения музыкальной информации в память детей во время засыпания (естественного дневного сна). Вторая группа (соответственно способам деятельности детей) объединяет методы интеграции различных видов музыкально-исполнительской деятельности, оперирования элементами музыкальной выразительности, целенаправленного приобщения детей к импровизации, взаимопосещений. Последовательность освоения старшими дошкольниками исполнительских видов музыкальной деятельности отображена в трёх этапах проведения экспериментальной работы: подготовительноимитационном, ситуативно-вариативном, творческо-реализационном. Формирующий эксперимент подтвердил действенность разработанной методики и правомерность её использования в музыкально-воспитательном процессе дошкольного учреждения (центра раннего развития ребёнка).
The thesis is devoted to studying the musieal-perfonning activity’s experience phenomena in a context of senior preschool age and the related to it issue of renovation the methodical bail of musical-educational process in a nursery school. There is described the essence and maintenance of musical-performing activity’s experience of senior preschoolers and defined its componential structure. There are found out the levels of musical-performing activity’s experience of senior preschoolers on a basis of tilled criterions and indexes. There is proved in theory and practice the stage-by-stage methodise of shaping a musical-performing activity’s experience of senior preschoolers in the artistically gap-filled developing environment’s conditions, which is based on principles of active participation, unwrittenality, variationality, improvisationality, positive emotionality, subjectionality, integrationality.
Диссертация посвящена исследованию проблемы формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности у старших дошкольников и решению вопроса обновления методического обеспечения процесса музыкального обучения и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении (центре раннего развития ребёнка). В диссертации раскрыта сущность понятия и содержание опыта музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников и выделены его структурные компоненты с учетом особенностей указанного возраста. Опыт музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников трактуется в исследовании как результат активного взаимодействия детей с музыкой в различных видах и формах исполнительства устной традиции на основе игрового подхода. Содержание такого опыта определяется его эмоционально-практическим наполнением, а также возможностями использования детьми накопленных знаний, умений и навыков в собственном творчестве. Структура опыта детей в музыкально-исполнительской деятельности рассматривается в единстве деятельного, эмоционального, познавательного и развивающего компонентов. В работе представлены критерии опыта музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников, а именно: музыкально-практические действия, исполнительское творчество, эмоциональная выразительность, элементарно осведомлённость, музыкальное развитие. В результате проведения констатирующего эксперимента, согласно разработанным критериям и показателям, определены уровни сформированности опыта музыкально исполнительской деятельности старших дошкольников (относительно высокий, достаточный!, средний и низкий). В диссертации разработана поэтапная методика формирования опыта музыкально-исполнительской деятельности у старших дошкольников в условиях художественно наполненной развивающей среды, что предполагает использование соответствующих способам деятельности педагога и способам деятельности детей двух групп методов. Первая группа (соответственно способам деятельности педагога) объединяет методы музыкально-стилистических трансформаций детского репертуара, включения в музыкально-исполнительскую деятельность дошкольников средств мультимедиа, сюжетного ознакомления с музыкальными произведениями, сценарной драматургии музыкальных праздников, введения музыкальной информации в память детей во время засыпания (естественного дневного сна). Вторая группа (соответственно способам деятельности детей) объединяет методы интеграции различных видов музыкально-исполнительской деятельности, оперирования элементами музыкальной выразительности, целенаправленного приобщения детей к импровизации, взаимопосещений. Последовательность освоения старшими дошкольниками исполнительских видов музыкальной деятельности отображена в трёх этапах проведения экспериментальной работы: подготовительноимитационном, ситуативно-вариативном, творческо-реализационном. Формирующий эксперимент подтвердил действенность разработанной методики и правомерность её использования в музыкально-воспитательном процессе дошкольного учреждения (центра раннего развития ребёнка).
The thesis is devoted to studying the musieal-perfonning activity’s experience phenomena in a context of senior preschool age and the related to it issue of renovation the methodical bail of musical-educational process in a nursery school. There is described the essence and maintenance of musical-performing activity’s experience of senior preschoolers and defined its componential structure. There are found out the levels of musical-performing activity’s experience of senior preschoolers on a basis of tilled criterions and indexes. There is proved in theory and practice the stage-by-stage methodise of shaping a musical-performing activity’s experience of senior preschoolers in the artistically gap-filled developing environment’s conditions, which is based on principles of active participation, unwrittenality, variationality, improvisationality, positive emotionality, subjectionality, integrationality.
Опис
Ключові слова
досвід музично-виконавської діяльності, дитяче музичне виконавство, старші дошкільники, художньо наповнене розвивальне середовище, способи діяльності, опыт музыкально-исполнительской деятельности, детское музыкальное исполнительство, старшие дошкольники, художественно наполненная развивающая среда, способы деятельности, musical-performing activity’s experience, child’s musical performance, senior preschoolers, artistically gap-filled developing environment, activity methods
Бібліографічний опис
Еманова, Зоя Григорівна. Формування досвіду музично-виконавської діяльності у старших дошкільників : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 - Теорія та методика музичного навчання / Еманова Зоя Григорівна ; [наук. кер. Болгарський Анатолій Георгійович] ; Національний педагогічний університет ім. М. П. Драгоманова. – Київ, 2011. – 24 с.
