Публікація: Формування в учнів поняття про майстерність письменника у процесі вивчення української літератури в загальноосвітній школі
Вантажиться...
Файли
Дата
Автори
Грачова, Тетяна Миколаївна
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
НПУ імені М. П. Драгоманова
Анотація
Дисертація є теоретико-експериментальним дослідженням з питання формування в учнів загальноосвітніх шкіл поняття про майстерність автора художнього твору. У роботі подається науково обгрунтована та практично перевірена методика аналізу художнього тексту з акцентом на майстерності письменника, доводиться її доцільність і ефективність. Встановлено, що запропонована методика забезпечує формування грамотного читача (учня), здатного дати правильну оцінку витвору словесного мистецтва, оцінити роль письменника у створенні художнього твору. Матеріали дослідження можуть стати теоретико-методичною основою для вдосконалення навчального процесу у загальноосвітніх школах.
Диссертация посвящена проблеме формирования у школьников 5-11 классов понятия о мастерстве писателя во время изучения художественных произведений, рекомендованных школьными программами, на уроках украинской литературы. Актуальность исследования обусловлена заданием современной методики преподавания литературы. Существенным недостатком урока украинской литературы на сегодня является то, что очень мало внимания учителя-словесники обращают на неповторное своеобразие авторского видения мира, особенности его образного отображения на страницах литературных произведений. Неумение учеников видеть и выделять в художественном тексте те писательские приёмы художественного изображения-выражения, которые позволяют говорить про высокую художественную ценность произведения, приводит в конечном итоге к неправильному пониманию читателями-школьниками искусства слова в целом. Под понятием “мастерство” следует понимать непревзойденность писателя в овладении образным словом, оригинальность автора, его своеобразные умения, которые проявляются в художественном произведении. Литературное произведение понимается как сознательно созданная писателем целостная словесно-образная система в которой все компоненты содержания и формы “работают” на раскрытие идеи творца, выполняя функции не только катарсиса, но и вызывая эстетическое удовольствие у читателя. В диссертации подчёркивается, что изучая категории читательского мастерства, учителю-словеснику необходимо свободно пользоваться основной базой теоретических знаний о элементах мастерства, опираясь на умение и навыки учеников. Школьники же должны постепенно усвоить основные теоретико-литературные понятия, которые способствуют пониманию ими сущности и особенностей писательского таланта, что неизбежно приведёт к объективному выделению элементов писательского мастерства. Изучение мастерства писателя в школе является очень важным и сложным этапом. Чтобы научить школьников анализировать художественный текст с учетом проявления в нем авторского оригинального таланта, учителю необходимо тщательно продумать способы передачи знаний (структуру урока, приемы, методы анализа). Исследование авторского мастерства следует производить исключительно на материале художественного произведения на всех уровнях. Поскольку каждое литературное произведение является неповторимым, анализ его не может производиться по единой чётко утверждённой схеме. Среди большого количества методик анализа художественных произведений, предлагаемых современной методической наукой, учителю надо выбрать ту, которая позволяет посмотреть на литературное произведение как на феномен, а на его автора - как творца, мастера художественного слова. Анализ писательского мастерства в школе проводится поэтапно, начиная с 5 класса. Однако серьезно говорить о нем можно лишь в старших классах, когда у школьников сформируется необходимая теоретическая база, а также появятся умения и навыки анализа художественного произведения. Основной акцент на мастерстве автора делается в 8-11 классах, поскольку учитель уже имеет возможность говорить про литературное произведение как единство содержания и формы, доказывать ученикам, что совершенная форма (родово-жанровая, сюжетная, композиционная, образная, словесная), которая органически связана с глубоким содержанием, является главной приметой мастерски написанного произведения. В работе представлена научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система исследования мастерства писателя на уроках украинской литературы. Доказано, что предложенная методика преподавания является педагогически целесообразной, так как способствует формированию в лице ученика квалифицированного читателя, способного правильно оценить произведение словесного искусства, своеобразие авторского видения мира. Материалы исследования дают теоретико-методическую основу для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах.
The dissertation is a theoretical and experimental research on the problem of formation of pupils’ comprehension of mastery of author’s literary work. The author introduces scientifically grounded and practically examined methods of literary text analysis with an emphasis on the writer’s mastery and proves its specific purpose and effectiveness. The methods suggested are supposed to provide an educated reader (pupil) capable of giving an adequate evaluation of the verbal work of arts and to determine the writer’s role in the creation of literary work. The problem investigated can be the theoretical and methodological basis for perfection of secondary school’s educational process.
Диссертация посвящена проблеме формирования у школьников 5-11 классов понятия о мастерстве писателя во время изучения художественных произведений, рекомендованных школьными программами, на уроках украинской литературы. Актуальность исследования обусловлена заданием современной методики преподавания литературы. Существенным недостатком урока украинской литературы на сегодня является то, что очень мало внимания учителя-словесники обращают на неповторное своеобразие авторского видения мира, особенности его образного отображения на страницах литературных произведений. Неумение учеников видеть и выделять в художественном тексте те писательские приёмы художественного изображения-выражения, которые позволяют говорить про высокую художественную ценность произведения, приводит в конечном итоге к неправильному пониманию читателями-школьниками искусства слова в целом. Под понятием “мастерство” следует понимать непревзойденность писателя в овладении образным словом, оригинальность автора, его своеобразные умения, которые проявляются в художественном произведении. Литературное произведение понимается как сознательно созданная писателем целостная словесно-образная система в которой все компоненты содержания и формы “работают” на раскрытие идеи творца, выполняя функции не только катарсиса, но и вызывая эстетическое удовольствие у читателя. В диссертации подчёркивается, что изучая категории читательского мастерства, учителю-словеснику необходимо свободно пользоваться основной базой теоретических знаний о элементах мастерства, опираясь на умение и навыки учеников. Школьники же должны постепенно усвоить основные теоретико-литературные понятия, которые способствуют пониманию ими сущности и особенностей писательского таланта, что неизбежно приведёт к объективному выделению элементов писательского мастерства. Изучение мастерства писателя в школе является очень важным и сложным этапом. Чтобы научить школьников анализировать художественный текст с учетом проявления в нем авторского оригинального таланта, учителю необходимо тщательно продумать способы передачи знаний (структуру урока, приемы, методы анализа). Исследование авторского мастерства следует производить исключительно на материале художественного произведения на всех уровнях. Поскольку каждое литературное произведение является неповторимым, анализ его не может производиться по единой чётко утверждённой схеме. Среди большого количества методик анализа художественных произведений, предлагаемых современной методической наукой, учителю надо выбрать ту, которая позволяет посмотреть на литературное произведение как на феномен, а на его автора - как творца, мастера художественного слова. Анализ писательского мастерства в школе проводится поэтапно, начиная с 5 класса. Однако серьезно говорить о нем можно лишь в старших классах, когда у школьников сформируется необходимая теоретическая база, а также появятся умения и навыки анализа художественного произведения. Основной акцент на мастерстве автора делается в 8-11 классах, поскольку учитель уже имеет возможность говорить про литературное произведение как единство содержания и формы, доказывать ученикам, что совершенная форма (родово-жанровая, сюжетная, композиционная, образная, словесная), которая органически связана с глубоким содержанием, является главной приметой мастерски написанного произведения. В работе представлена научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система исследования мастерства писателя на уроках украинской литературы. Доказано, что предложенная методика преподавания является педагогически целесообразной, так как способствует формированию в лице ученика квалифицированного читателя, способного правильно оценить произведение словесного искусства, своеобразие авторского видения мира. Материалы исследования дают теоретико-методическую основу для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах.
The dissertation is a theoretical and experimental research on the problem of formation of pupils’ comprehension of mastery of author’s literary work. The author introduces scientifically grounded and practically examined methods of literary text analysis with an emphasis on the writer’s mastery and proves its specific purpose and effectiveness. The methods suggested are supposed to provide an educated reader (pupil) capable of giving an adequate evaluation of the verbal work of arts and to determine the writer’s role in the creation of literary work. The problem investigated can be the theoretical and methodological basis for perfection of secondary school’s educational process.
Опис
Ключові слова
ефективні форми і методи, система поетапного формування, вияв письменницької майстерності, система уроків, уміння і навички, образна конкретизація, образне узагальнення, эффективные формы и методы, система поэтапного формирования, проявление писательского мастерства, система уроков, умения и навыки, образная конкретизация, образное обобщение, effective forms and methods, the system of phased formation, the manifestation of writer’s mastery, the system of lessons, skills and abilities, figurative concretization and figurative generalization
Бібліографічний опис
Грачова, Тетяна Миколаївна. Формування в учнів поняття про майстерність письменника у процесі вивчення української літератури в загальноосвітній школі : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія і методика навчання (українська література) / Грачова Тетяна Миколаївна ; [наук. керівник Стеценко Василь Павлович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 20 с.
