Публікація:
Психологічні умови розвитку стресостійкості у соціальних працівників різних вікових категорій

Вантажиться...
Ескіз

Дата

Автори

Тептюк, Юлія Олександрівна

Назва журналу

ISSN журналу

Назва тому

Видавець

Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова

Дослідницькі проекти

Організаційні одиниці

Випуск журналу

Анотація

Дисертація присвячена дослідженню психологічних умов розвитку стресостійкості у соціальних працівників різних вікових категорій. Визначено психологічний зміст і сутність поняття «стресостійкість особистості соціальних працівників»; виокремлено структурні компоненти та конструкти стресостійкості – когнітивно-рефлексивний, емоційно-мотиваційний, поведінково-регулятивний; сконструйовано її психологічну модель; емпірично досліджено особливості її становлення на різних вікових етапах дорослого онтогенезу; обґрунтовано критерії, якісні та кількісні показники і рівні розвитку стійкості до стресу фахівців соціальної сфери; виявлено психологічні умови розвитку досліджуваного особистісного утворення; розроблено, апробовано та доведено ефективність розвивальної програми активізації психологічних умов розвитку стресостійкості соціальних працівників різних вікових категорій; розроблено методичні рекомендації соціальним працівникам і практичним психологам щодо всебічного розвитку стійкості до стресів.
Диссертация посвящена исследованию психологических условий развития стрессоустойчивости у социальных работников разных возрастных категорий. Осуществлен теоретический анализ сущности стресса и устойчивости к нему; проанализированы особенности развития стрессоустойчивости во взрослом возрасте; определены психологические условия формирования указаного личностного образования у социальных работников. Выделены структурные компоненты и конструкты стрессоустойчивости – когнитивно-рефлексивный (оптимистический стиль мышления, адекватная самооценка, интернальность-экстернальность), эмоционально-мотивационный (низкая тривожность, эмоциональная уравновешенность, мотивация достижения успеха) и поведенческо- регулятивный (волевая саморегуляция, комуникативный контроль, конфликтная компетентность). В ходе эмпирического исследования определены психологические особенности развития структурних компонентов стрессоустойчивости социальных работников на разных возрастных етапах взрослого онтогенеза и обоснованы критерии (рефлексия себя и другого, эмоциональная компетентность, моральная саморегуляция), а также качественные и количественные показатели и урони (высокий, средний, низкий) исследуваемого личностного образования. Выявлены взаимосвязи между стрессоустойчивостью и психологическими условиями (эмпатией, толерантностью, моральной нормативностью, внутренней мотивацией профессиональной деятельности, копинг-стратегиями «Решение проблемы» и «Поиск социальной поддержки») и обоснована необходимость целенаправленной работы по активизации этих условий для развития устойчивости к стрессам социальных работников. Представлена модель развития стрессоустойчивости социальных работников разных возрастных категорий, для реализации которой разработаны и апробированы развивающая программа и социально-психологический тренинг активизации психологических условий становления исследуемого личностного образования. Доказаны эффективность и необходимость внедрения данной програмы. Разработаны методические рекомендации социальным работникам и практическим психологам по всестороннему развитию стрессоустойчивости.
The thesis is devoted to theoretical and experimental study of problems of development of stress resistance among social workers in different age categories. The psychological meaning and essence of the concept of "stress resistance of the personality of social workers" were determined; the structural components and constructs of stress resistance were distinguished - cognitive-reflexive, emotional-motivational, behavioralregulatory ones; its psychological model were constructed; the peculiarities of its formation at different age stages of adult ontogenesis have been empirically studied; the criteria, qualitative and quantitative indicators and levels of development of resistance to stress of social workerss were substantiated; psychological conditions of development of the studied personal formation were revealed; the program to enhance the psychological conditions for the development of stress resistance of social workers of different ages was developed and tested; the effectiveness of this program was proven; the methodical recommendations to social workers and practical psychologists concerning comprehensive development of resistance to stresses were developed.

Опис

Ключові слова

стресостійкість соціальних працівників, рання дорослість, середня дорослість, пізня дорослість, психологічні умови розвитку стресостійкості, когнітивно-рефлексивний компонент стресостійкості, емоційно-мотиваційний компонент стресостійкості, поведінково-регулятивний компонент стресостійкості, стрессоустойчивость социальных работников, ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость, психологические условия развития стрессоустойчивости, когнитивно-рефлексивный компонент стрессоустойчивости, эмоционально-мотивационный компонент стрессоустойчивости, поведенческо-регулятивный компонент стрессоустойчивости, stress resistance of social workers, early adulthood, middle adulthood, late adulthood, psychological conditions of stress resistance development, cognitive-reflexive component of stress resistance, emotional-motivational component of stress resistance, behavioral-regulatory component of stress resistance

Бібліографічний опис

Тептюк, Юлія Олександрівна. Психологічні умови розвитку стресостійкості у соціальних працівників різних вікових категорій : автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія / Тептюк Юлія Олександрівна ; [наук. керівник Булах Ірина Сергіївна] ; Міністерство освіти і науки України, Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. – Київ, 2021. – 23 с.

Зібрання

Endorsement

Review

Supplemented By

Referenced By