Публікація: Методика навчання адаптивній фізичній культурі дітей в умовах центрів соціальної реабілітації
Вантажиться...
Файли
Дата
Автори
Яшна, Ольга Петрівна
Назва журналу
ISSN журналу
Назва тому
Видавець
Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова
Анотація
У дисертаційній роботі досліджено проблему навчання дітей адаптивній фізичній культурі в умовах центрів соціальної реабілітації. За отриманими в ході експериментального дослідження результатами було виділено типові групи дітей на базі двох центрів соціальної реабілітації, розроблено і науково обгрунтовано методику навчання із застосуванням сучасних соціальних технологій і нсихолого-недагогічних підходів, розраховану на сумісне навчання дітей з різними вадами розвитку в одній групі
The dissertation explores the problem of teaching children adaptive e physical culture in the contexts of social rehabilitation centers. According to the results of experiment obtained for two social rehabilitation centers, typical groups of children were singled out, methods of teaching with the use of modern social technologies were developed and conceptually grounded. These methods are designed for the coeducation of children with various disabilities in one group
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме, связанной с обучением адаптивной физической культуре детей с разными особенностями в развитии в условиях центров социальной реабилитации. Необходимость ее рассмотрения обоснована увеличивающимся числом отклонений в состоянии здоровья детей в нашей стране, которые в силу проявлений основного заболевания не владеют базой двигательных умений, физически не подготовлены к обеспечению своей жизнедеятельности и но ряду причин лишены возможности полноценно усваивать социальный опыт. Исследование показало, что адаптивная физическая культура играет важную роль не только в решении задачи развития двигательной сферы детей с отклонениями в развитии, но и создает возможность посредством применения различных современных социальных технологий и психолого-педагогических подходов, оказывать значительное влияние на приобретение ими социального опыта, а значит способствовать социальной адаптации и интеграции в общество детей, которые ранее считались не способными к этому. Целью исследования явилась разработка комплексной методики обучения адаптивной физической культуре детей с отклонениями в развитии в условиях центров социальной реабилитации. В ходе проведенного анализа нормативно-правовых документов и научно-методической литературы осуществлено обобщение, предложенных современными учеными методов, средств, подходов, форм, структуры, содержания и социальных технологий, которые используются в системе обучения адаптивной физической культуре детей с разными отклонениями в состоянии здоровья. В исследовании выявлено, что у основного контингента детей с разными отклонениями в состоянии здоровья неравномерно развиты двигательные умения и физические качества, в том числе и в рамках одного возрастного периода. Они не готовы к наименьшим нагрузкам в виде физических упражнений. Уровень их социальной адаптации в коллективе был снижен, что определилось в ходе проведения психологического наблюдения на занятиях адаптивной физической культурой, где у основного контингента детей преимущественно проявлялись негативно-нейтральные эмоции. 11а основе результатов двигательного и социального опыта детей с разными отклонениями в развитии были выделены их типичные группы для занятий адаптивной физической культурой в условиях центров социальной реабилитации. С учетом полученных данных экспериментального исследования были определены приоритетные направления комплексной методики обучения детей с различными отклонениями в развитии. Они основывались на объединении детей в единые группы для обучения физическим упражнениям, что создавало возможность двигатсльно менее развитым и необученным двигательному взаимодействию с другими подражать во время изучения двигательных действий тем. которые имеют больший двигательный и социальный опыт. Результаты исследования доказали эффективность предложенной комплексной методики обучения адаптивной физической культуре детей с разными нозологическими формами для развития их индивидуальных двигательных возможностей, физических качеств и уровня социальной адаптации и интеграции, что важно учитывать в работе с детьми данной категории в соответствующих условиях.
The dissertation explores the problem of teaching children adaptive e physical culture in the contexts of social rehabilitation centers. According to the results of experiment obtained for two social rehabilitation centers, typical groups of children were singled out, methods of teaching with the use of modern social technologies were developed and conceptually grounded. These methods are designed for the coeducation of children with various disabilities in one group
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме, связанной с обучением адаптивной физической культуре детей с разными особенностями в развитии в условиях центров социальной реабилитации. Необходимость ее рассмотрения обоснована увеличивающимся числом отклонений в состоянии здоровья детей в нашей стране, которые в силу проявлений основного заболевания не владеют базой двигательных умений, физически не подготовлены к обеспечению своей жизнедеятельности и но ряду причин лишены возможности полноценно усваивать социальный опыт. Исследование показало, что адаптивная физическая культура играет важную роль не только в решении задачи развития двигательной сферы детей с отклонениями в развитии, но и создает возможность посредством применения различных современных социальных технологий и психолого-педагогических подходов, оказывать значительное влияние на приобретение ими социального опыта, а значит способствовать социальной адаптации и интеграции в общество детей, которые ранее считались не способными к этому. Целью исследования явилась разработка комплексной методики обучения адаптивной физической культуре детей с отклонениями в развитии в условиях центров социальной реабилитации. В ходе проведенного анализа нормативно-правовых документов и научно-методической литературы осуществлено обобщение, предложенных современными учеными методов, средств, подходов, форм, структуры, содержания и социальных технологий, которые используются в системе обучения адаптивной физической культуре детей с разными отклонениями в состоянии здоровья. В исследовании выявлено, что у основного контингента детей с разными отклонениями в состоянии здоровья неравномерно развиты двигательные умения и физические качества, в том числе и в рамках одного возрастного периода. Они не готовы к наименьшим нагрузкам в виде физических упражнений. Уровень их социальной адаптации в коллективе был снижен, что определилось в ходе проведения психологического наблюдения на занятиях адаптивной физической культурой, где у основного контингента детей преимущественно проявлялись негативно-нейтральные эмоции. 11а основе результатов двигательного и социального опыта детей с разными отклонениями в развитии были выделены их типичные группы для занятий адаптивной физической культурой в условиях центров социальной реабилитации. С учетом полученных данных экспериментального исследования были определены приоритетные направления комплексной методики обучения детей с различными отклонениями в развитии. Они основывались на объединении детей в единые группы для обучения физическим упражнениям, что создавало возможность двигатсльно менее развитым и необученным двигательному взаимодействию с другими подражать во время изучения двигательных действий тем. которые имеют больший двигательный и социальный опыт. Результаты исследования доказали эффективность предложенной комплексной методики обучения адаптивной физической культуре детей с разными нозологическими формами для развития их индивидуальных двигательных возможностей, физических качеств и уровня социальной адаптации и интеграции, что важно учитывать в работе с детьми данной категории в соответствующих условиях.
Опис
Ключові слова
діти з вадами розвитку, адаптивна фізична культура, центри соціальної реабілітації, навчання, відновлення, фізичні якості, рухові вміння, соціальна адаптація, соціальна інтеграція, children with disabilities, adaptive physical culture, social rehabilitation centers, teaching, restoration, physical qualities, motor skills, social adaptation, social integration, дети с отклонениями в развитии, адаптивная физическая культура, центры социальной реабилитации, обучение, восстановление, физические качества, двигательные умения, социальная адаптация, социальная интеграция
Бібліографічний опис
Яшна Ольга Петрівна. Методика навчання адаптивній фізичній культурі дітей в умовах центрів соціальної реабілітації : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання (фізична культура, основи здоров’я) / Яшна Ольга Петрівна ; [наук. керівник Дубогай Олександра Дмитрівна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2011. - 19 с.
